Personages       Author       Synopsis

L

ЛА
       КАН/В кино

_Personages

01

Дэвид Кроненберг

02

Гаспар Ноэ

03

Луис Бунюэль

04

Ричард Рапхорст

05

Нагиса Осима

06

Акира Куросава

07

Альфред Хичкок

08

Чарльз Чаплин

09

Ален Рене

10

Федерико Феллини

11

Даниэль Шребер

12

Алекс Пройас

_AUTHOR

Виктор Мазин

Психоаналитик, теоретик кино и визуальной культуры, основатель Музея сновидений Фрейда (Санкт-Петербург), член научного совета Фонда Фрейда (Вена), доцент Факультета свободных искусств и наук СПБГУ, главный редактор журнала «Кабинет»

_SYNOPSIS

Книга «Лакан в кино»
посвящена отноше­ниям Лакана
и кинематографа, анализу отдельных филь­мов и тому, что автор называет «частной теорией кино».

Частная теория кино подчеркивает, что нет апри­орной психоаналитической методологии, она скла­дывается вместе с просмотром и анализом фильма и, как и психоаналитический случай, являет собой неповтори­мую сингулярность.

Литературная форма книги выстраивается авторской фантазией, согласно которой Лакан вместе с читателем находится в воображаемом кинотеатре, смо­трит фильмы и их комментирует. Комментарии — либо высказывания по поводу фильмов, которые дей­ствительно произвели впечатление на Лакана, например, «Месье Верду» Чаплина или «Империя чувств» Осимы, либо — уместные цитаты к тем фильмам, которые Лакану видеть не довелось, например «We Fuck Alone» Гаспара Ноэ или «Армии Франкенштейна» Ричарда Рапхорста.

ITATA

По ходу письма, автор не просто комментирует, цитирует или анализирует сюжеты в измерении фрейдо-лакановского психоанализа, он диалогизирует с Лаканом, помещает его мысль в корпус современной кинематографики, производит монтаж лакановской диалектики и субъекта культуры 21-го столетия. Так читатель знакомиться с Лаканом черезк кино и с новым измерением кино, благодаря лакановской мысли.

«ОН» Луис бунуэль. Взгляд и фетиш

Виктор Мазин
«Желание Дона Франсиско пробуждается взглядом, отброшенном туфелькой... Дон Франсиско захвачен не целостным образом Глории, но аутоэротическим объектом» теорией кино».

Жак Лакан
Туфельку вовсе не обязательно должна была носить ОНА, туфелька эта может обнаружиться по соседству. Неважно даже бывает, есть ли у неё грудь: грудь может находиться и в голове. Мы знаем лишь, что для фетишиста наличие фетиша обязательно. Фетиш является условием сохранения его желания»

«Расёмон» Акиры Куросавы

Виктор Мазин
«Между разбойником и самураем — борьба за даму под широкополой шляпой с вуалью. Она — объект желания, точнее, объект признания желания. Лакан, глядя на скрытое промелькнувшее под вуалью лицо жены самурая, вспоминает Прекрасных Дам, воспетых трубадурами и миннезингерами, у которых не было каких-либо конкретных черт»

Жак Лакан
«Желание человека получает свой смысл в желании другого — не столько потому, что другой владеет ключом к желаемому объекту, сколько потому, что главный его объект — это признание со стороны другого»

«We Fuck Alone» Гаспар Ноэ

Виктор Мазин
«Индустриализованная мастурбация пульсирует техновременем, временем плюшевого мишки и временем порноэкрана; временем синхронизации и расстроенным временем. Девушка и юноша в их одинокой мастурбации одиноки вместе. Они никогда не встретятся…»

Жак Лакан
«Сексуальных отношений не существует»

_Interview

Автор о книге, субъекте,
психоанализе и кинематографе

Из кино в психоанализ и обратно

« — Я убеждён в том, что зачастую в кино больше психоаналитического знания, чем в психоаналитических книгах. В 1913 году Хьюго Мюнстерберг написал одну из первых книг по теории кино, The Photoplay, в которой сформулировал мысль о том, что кино не столько обращается к тому или иному органу чувств, сколько к человеческой душе в целом. Кинематографическая реальность с легкостью проникает в реальность психическую. Именно об этой реальности говорится в психоанализе.»

«Любовь» Гаспара Ноэ и диалектика стыда

«— Вернемся к просмотру Ноэ. Мы сразу видим сцену, которая застает врасплох и на первый взгляд ничем не отличается от порнографии. Девушка делает парню минет. Но для меня это не порно. Не порно, потому что снято совершенно иначе с точки зрения организации пространства кадра. Не порно, потому что я не испытываю возбуждения. Переживание носит исключительно эстетический характер. У меня вполне хорошие отношения с порнографией, но фильм Гаспара Ноэ мне таковой не представляется. Это фильм о любви, и называется он — «Любовь». Впрочем, я догадываюсь, о чём вы говорите. Когда мы сталкиваемся с откровенно интимной сценой, волей-неволей понимаем, что смотрим её не в одиночку, что переживаем опыт коллективного вуайеризма. Смущение выявляет то, что у вас еще есть такая принципиальная человеческая черта как стыд. Стыд — самый ранний аффект, который разделён, который как раз представляет неразделимость с другим — «вместе в одиночку».

О статусе зрителя

Что происходит, когда мы разглядываем на микроскопическом экране каких-то карликов, что это за эффект? Эффект превращения i-зрителя в божественное око, расширяющееся беспредельно?

« — И ещё одна новая тема, появившаяся несколько лет назад: это уже просмотр не на телеэкранах и не на панелях, а на компьютерах, айпэдах, смартфонах.

Для меня идеальная ситуация просмотра фильма такова: я иду в кино и смотрю его на огромном экране. Мне никто не мешает, не комментирует, не смеется. После этого, если фильм меня задел, я жду полгода, год, два, покупаю его на DVD или Bluray, смотрю дома, причем, без пауз «на чай» и т. д.

В том случае, если мне хочется дальше разбираться с фильмом на письме, тогда я смотрю еще и еще, теперь уже, используя стоп-кадры, отматывая назад и т. п. Любая технология представляет собой фармакон. Это понятие Платона, которое деконструирует Деррида, показывая противоречивость отношений с той или иной техникой, в частности. Нельзя говорить, что видео, а затем и другие форматы, и другие технологии уничтожили кино.»

Купить книгу на Озоне или
заказать в Музее сновидений
Фрейда

КУПИТЬ КНИГУ

_RECOMMEND

Перед прочтением каждой новой главы,
рекомендуем предварительно просматривать фильм

ДРУГИЕ КНИГИ И ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА:

Введение в Лакана
Стадия зеркала Жака Лакана
Субъект Фрейда и Деррида
Зигмунд Фрейд: психоаналитическая революция
Лу Андреас-Саломе и Жак Лакан смотрят «Стыд» Стива Маккуина
Публикации в журнале «Лаканалия»
Сновидения кино и психоанализа
Паранойя: Шребер-Фрейд-Лакан
Машина по имени человек
Онейрокритика Лакана
Freuds Gespenster